rabfac (rabfac) wrote,
rabfac
rabfac

Categories:

Дискуссионный клуб против КВН



После провала «Вечера Веселых Вопросов», о котором я писал ранее, опыт копирования западных развлекательных молодежных программ был признан неудачным, и к идеологической работе на ТВ решено было подойти более основательно.

На Центральной студии телевидения в феврале 1958 года была создана молодежная редакция во главе с Рудольфом Борецким, который сейчас считается одним из основателей информационного, научно-популярного и молодежного ТВ.Из его биографии: учился на философском факультете Киевского университете; запрет на профессию (истинную причину этого установить сейчас, наверное, будет непросто) и учительство на Донбассе. Потом, по всей видимости, в качестве моральной компенсации, с 1955 года работал корреспондентом Всесоюзного радио. Московский университет, журфак, первая в стране кафедра телевидения и радиовещания.
Повороты судьбы достаточно странные, если учесть, что во времена «всеобщего ГУЛАГА» все должно было бы быть с точностью до наоборот, и ожидать следовало бы ссылки не в Москву, а на Колыму. Ведь работа на радио и ТВ требовала самых идеологически правильных людей. Может идеологическая правильность проявилась только с приходом к власти другой команды после смерти Сталина? Запрет на профессию мог быть связан только с политической неблагонадежностью. Скорее всего, антисоветизм уже присутствовал в сознании, и в итоге получилось, как у А.Зиновьева: «Метили в коммунизм – а попали в Россию». Об этом можно судить, например, по тому, что сегодняшнее телевидение не вполне устраивает Борецкого: «Были прекрасные экранизации – «Идиот» по Достоевскому, «В круге первом» по Солженицыну, программы Леонида Парфенова, Леонида Млечина, Николая Сванидзе. Но эти работы тонут в обилии низкопробной развлекаловки».

То, что на телевидение случайных людей не брали, можно увидеть на примере других сотрудников редакции, например Елена Гальперина, которая заведовала отделом программ для молодежи. В 1954 году окончила восточное отделение филологического факультета МГУ по специальности филолог-иранист. После трех лет работы в республиканской газете «Коммунист Таджикистана» вернулась в Москву и с 1958 г. работала на ТВ. Именно она стала заниматься возрождением "ВВВ".

В сентябре 1960 г. Центральная студия телевидения становится Государственным комитетом по радиовещанию и телевидению. В составе Комитета образуется Главная редакция для детей и молодежи, одним из отделов которой становится отдел программ для молодежи, основными принципами работы которого стали:
«Первое: телевидение - не радио, не кино, не газета, не театр. Телевидение - самостоятельный вид творчества, и нам предстоит найти его специфику.
Второе: наш зритель - узкий семейный круг, м.б., даже один человек, и мы общаемся с ним глаза в глаза, соответственно, никакой патетики, разговорный язык. ( Что оказалось самым сложным: мы и наши собеседники были зажаты, боялись микрофонов и в публичном общении пользовались языком передовиц.)
Третье: никакой лобовой пропаганды. Любая идея должна преподноситься " через левое ухо ". (Профессиональный неологизм)»

В 1961 году было решено возродить ВВВ под новым названием КВН. Гальперина привлекла для этого бывших создателей ВВВ, Михаила Яковлева и Альберта Аксельрода, под руководством Сергея Муратова. Ведущим КВН стал Аксельрод. В жюри постоянно работали А. Свободин, Л. Лиходеев, В. Захарченко, Я. Голованов, Ю. Моралевич, Л.Теплов.

Тогда же, в 1961 году, тоже в прямом эфире стал выходить "Дискуссионный клуб молодежи". На встречах в Клубе обсуждались актуальные молодежные проблемы, например: "Твое свободное время", "Одержимость, призвание, смысл жизни", "Как живет твоя молодая семья?", "Наш современник" в романе Д. Гранина "Иду на грозу". Участниками Клуба были студенты, молодые рабочие, инженеры, врачи, ведущими были философ-искусствовед В.И. Толстых, писатель Ю. Семенов, ректор Ленинградского Университета А. Александров и другие.

В 1964 г. "Дискуссионный клуб молодежи" закрыли, молодежная редакция была реорганизована и переориентирована с дискуссионного формата на развлекательный, что отразилось и на КВН. Муратов, Яковлев и Аксельрод перестали участвовать в создании передачи. Ведущим с этого момента стал Александр Масляков.

Обсуждение в прямом эфире проблем, представляющих общественный интерес, стало угрожать новому курсу, взятому на построение социалистического варианта общества потребления. Такому обществу ближе передачи развлекательные, поэтому решено было развивать КВН как передачу с нетрадиционной формой публицистики. Нетрадиционность доходила до того, что, по словам Гальпериной, «после каждой передачи нас вызывали на ковер к начальству за то или другое, и каждый раз шел разговор о закрытии передачи».

Телевидение, которое могло бы посредством общественной дискуссии содействовать развитию коммунистической идеи, было превращено в машину развлечения и механизм управления массовым сознанием, а отказ от идеологического развития коммунизма впоследствии привел к разрушению государства.


Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments